«Ямал СПГ» — доходное место или поле боя?

Опубликовано: 30 июля 2014, 16:22 | Служба новостей ТюменьPRO

«Ямал СПГ» — это стратегический объект для развития экономики нашей страны. Огромные средства, вкладывающиеся в реализацию данного проекта, не давали  покоя многим подрядчикам, желающим поучаствовать в столь заманчивом строительстве. И вот, в середине июля стали известны главные «строители» порта Сабетта (ключевой объект инфраструктуры  «Ямал СПГ»). Ими стали «УСК Мост» и «Межрегионтрубопроводстрой».  Согласно распоряжению правительства РФ, право на главный подряд они получили вплоть до 2019 года.  За что же компаниям оказана столь высокая честь? Все дело в качестве выполняемых работ? …

Как оказалось, не только в этом, и даже совсем не в этом…

Yam_pro_july_2014_

Правило правой руки

«УСК Мост» входит в группу «СК Мост», блокирующий пакет в которой принадлежит структурам бизнесмена Геннадия Тимченко (напомним, что Тимченко владеет 23,5 %  акций  ОАО «Новатэк», а Обществу принадлежат 60% акций ОАО «Ямал СПГ»).  Компания эта довольно известна, поскольку была подрядчиком строительствадороги Адлер — Красная Поляна (эта дорога получила статус  самого дорогого объекта Сочи — 2014 (стоит как вся олимпиада-2010 в Ванкувере) и самой дорогой дороги в мире).  Но популярность «СК Мост» обрела вследствие окружавших её скандалов. К примеру, уже после выполнения подрядов стало известно, что  контракт на «подготовительные работы» (стоимостью  25 млрд. рублей) был получен компанией вне конкурса, а многие организации, сотрудничающие со строительной корпорацией, и вовсе имели не местную прописку. Кроме того, выяснилось, что в период с 2011 по 2013  структурам «СК Мост» были отданы для строительства самые выгодные государственные объекты (метро, дома, детские сады и дороги).

Но по действующему законодательству, для участия в конкурсе на выполнение тех или иных работ допускается только та компания, у которой есть сданный за последние три года аналогичный объект. До 2013 года у «УСК Мост» не было подрядов хоть как-то связанных с портовым строительством. Но, в 2013 году по счастливому стечению обстоятельств, компания  заключила контракт  «Здания и сооружения предприятий водного транспорта» по заказу ФГУП «Росморпорт».  И вот в 2014 году УСК«Мост»становится главным подрядчиком порта Сабетта.

Между тем вызывает сомнения и репутация второй компании-подрядчика, которая, надо сказать, давно и хорошо зарекомендовала себя как надежный соратник еще одного друга нашего президента Алексея Миллера (глава ОАО «Газпром»). Вот уже несколько лет «Межрегионтрубопроводстрой» довольно плотно сотрудничает с «Газпромом», помогая газовому монополисту оправдывать высочайшую стоимость трубопроводных работ (стоимость километра газпромовской трубы, построенной с привлечением «Межрегионтрубопроводстрой», составляет около  $15 млн., в Европе же на аналогичную работу уходит в среднем $3 млн (газопровод «NEL»).  Судя по всему,  в этом компания призвана помочь и стратегическому партнеру «Газпрома» «Новатэку».

Получается, что отбор подрядчиков в очередной раз производился по принципу «ты мне – я тебе».  Ведь государственная «апробация»  подрядных компаний дает им право не только на узаконенные махинации (как в случае с дорогой Красная поляна-Адлер), но и на компенсацию всех расходов. И эта схема уже работает.

Денег много не бывает

В июне этого года Минтранс РФ заявил, что строительство Сабетты кратно подорожало.  По данным проектировщиков ОАО «Ленморниипроект», это было связано с тем, что для возведения некоторых конструкций необходимы ледозащитные сооружения. В связи с этим правительство России предложило перераспределять федеральные средства, чтобы завершить объект.  По новым расчетам потребуется увеличение инвестиций из бюджета в строительство порта на 47 процентов до 69,6 млрд. рублей. Всего же объект может обойтись в 95,5 млрд. рублей.

Занимательно, что еще в сентябре 2013 года глава нашей страны уже осторожно всех подготавливал к «удорожанию» проекта и  даже недвусмысленно намекал на это: «Порт «Ямал СПГ» – это сложное сооружение, сложный проект, приходится вести строительство в зоне болот и тундры, в условиях многолетней мерзлоты. Возникают проблемы, которые трудно было предвидеть заранее. Это, конечно, может приводить к удорожанию работ».  Что, как видим, и произошло. Ужасающими выглядят только способы привлечения на объект дополнительных средств.

Так, в недавнем письме министра транспорта Максима Соколова, адресованного вице-премьеру Аркадию Дворковичу, предлагалось изъять необходимую сумму из финансирования других федеральных проектов.  В частности, рекомендовалось сократить на 7,9 млрд. рублей финансирование строительства парома для линии Усть-Луга — Балтийск, поскольку якобы проведенный анализ «показал недозагруженность линии». Еще 4,9 млрд. рублей на Сабетту планировалось направить из программы развития Мурманского транспортного узла. Кроме того, около 10 млрд. рублей министр транспорта предлагал добыть, «заморозив» строительство глубоководного порта в Балтике и отменив реконструкцию инфраструктуры порта Санкт-Петербург.

Такое перераспределение средств, по мнению Соколова, должно спасти проект от  огромных штрафов (около 400 млн. долларов в месяц), которые грозят «Ямал СПГ» в случае срыва поставок, поскольку весь газ уже законтрактован.

Но неужели порт Сабетта столь важен?

Сермяжная правда

На самом деле недавно все опять же разъяснил сам глава государства. По его словам, «создание современного производства СПГ с использованием ресурсов Южно-Тамбейского месторождения – проект, который станет импульсом развития Ямала и всей страны в целом.  Порт Сабетта, строящийся в рамках проекта «Ямал СПГ», станет опорной точкой Северного морского пути, соединяющего Европу и Азию. Кроме того, на нужды завода будет построен и аэродром».

Получается, что порт Сабетта  — «опорная точка Северного морского пути», а аэродром необходим «для нужд завода». Вот и стратегическая важность. Огромные деньги, вынутые из бюджета страны и региона в частности, пойдут на строительство порта и аэродрома, служащих лишь для обеспечения нужд частного проекта «Ямал СПГ». То есть вся их функциональная нагрузка ограничивается приемкой и отправкой грузов, как на этапе строительства, так при последующей эксплуатации.

Хотя, так или иначе, все пытаются оправдать бюджетные вложения. Вот и Дмитрий Кобылкин старается, говоря на различных встречах о необходимости дальнейшего использования порта: «И нужно, чтобы порт Сабетта был не только для жидких углеводородов, но и для прочих грузов. Например, на Урале много руды, металла. Но товар неконкурентоспособен, потому его цену «убивает» «длинное плечо» железнодорожной перевозки и низкая скорость движения по Транссибу. Кроме того, желательно, чтобы реализация транспортных проектов осуществилась в период освоения месторождений на полуострове Ямал, на Гыдане. Тогда деньги быстрее вернутся в федеральную казну».

Но пока это только мечты и предположения, а на деле, «Ямал СПГ» — это сплошные растраты бюджетных средств (в том числе и региональных) и … прекрасная возможность обзавестись врагами…

Между молотом и наковальней

Дело в том, что сейчас в регионе в состоянии хрупкого равновесия находятся интересы трех супергигантов – «Газпрома», НОВАТЭКА и «Роснефти», или проще говоря, Миллера, Михельсона ( под предводительством Тимченко) и Сечина (ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз», как известно, от политики стараются дистанцироваться). Все эти лица обладают не только экономическим, но и колоссальным политическим весом, все они очень близки к телу нашего солнцеликого.  Камнем преткновения может стать именно злополучный «Ямал СПГ», куда коалиция «Газпрома» и «Новатэка» не пускает Сечина.  Только вот в случае объявления «Роснефтью» холодной войны плохо будет отнюдь не этим компаниям, имеющим надежный тыл, а Ямалу, для которого нефтяной холдинг является партнером в реализации многих социальных проектов.

Так стоит ли портить отношения с «Роснефтью», если выгода от строительства «Ямал СПГ» для региона столь сомнительна? Ведь завод по производству СПГ, призванный приносить деньги Ямалу, пока обогащает только Михельсона и Тимченко. Порт Сабетта, возводимый для обслуживания Северного морского пути,  работает исключительно на благо «Новатэка» и «Газпрома». А ямальские власти, в поте лица старающиеся восполнить дефицит бюджета,  лишь обзаводятся недругами…

Рубрики: ПравдаPRO, Реплики, ТЭК. Метки: , , .


Рейтинг новости:

725
Просмотры:
9
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Надежда Николаевна:

    Нефть и газ — поле битвы для акул бизнеса. Если дело пахнет хорошими деньгами, прибылью — никто не упустит своего. Я бы между словосочетаниями доходное место и поле боя поставила бы знак равно!

  2. Андрей:

    На Урале реализуется проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» строительство авто и жд дороги для доставки металлопроката в северный порт России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑