Денис Мацуев: О таланте и деньгах, новых именах и звездной болезни

Опубликовано: 3 декабря 2018, 13:48 | Служба новостей ТюменьPRO

текст: Кристина Высоцкая
Денис Мацуев: О таланте и деньгах, новых именах и звездной болезни
Заслуженный артист России, посол доброй воли ЮНЕСКО, обладатель Ордена почета и Премии правительства Российской Федерации. Пианист-виртуоз, который играючи исполняет сложнейшего Рахманинова. Человек, у которого список регалий бесконечен, так же как и бесконечен ореол его таланта.
Это все Денис Мацуев.
Уже восьмой раз Денис Мацуев приезжает в Тюмень на музыкальный фестиваль, и каждый год виртуоз преподносит сюрпризы. Что ждет нас в этом году, какие звезды зажгутся на небосклоне классической музыки и не только об этом рассказал нам Денис Мацуев.

Для него Тюмень – это родные пенаты. С большим воодушевлением Денис Леонидович приезжает в Сибирь. Здесь на сцене всегда жарко, потому что все, что творится и происходит – это от души. И в этом году была представлена новая плеяда юных скрипачей. Один из таких 14 летний Матвей Блюмин, который играл сложнейший концерт Вьётана. В прошлом году этот юный скрипач стал победителем фестиваля «Синяя птица».

В этом году в Тюмени пройдет прослушивание юных талантов, которые прошли предварительный отбор экспертной комиссией фонда «Новые имена». 4 декабря в тюменской Филармонии пройдет концерт стипендиатов этого фонда. И лучшие из лучших отправятся в Суздаль. Именно Суздальский фонд «Новые имена» с 1989 года является в некотором смысле кузницей музыкальных талантов России.
Фото тюменской филармонии
Несколько вопросов гению

Сказать, что у Дениса Мацуева плотный график – это ничего не сказать. На общение со СМИ времени у него практически нет, но нам удалось задать ему несколько вопросов.

Прежде всего, нас интересовал вопрос насущный. Нуждается ли истинный гений и талант в финансировании. И мы получили вполне однозначный ответ.

- Да, потому что культура без помощи умрет. Так было во все времена, а сейчас и подавно. Но здесь нельзя вести разговор об окупаемости, тут совсем другая история. Для примера могу сказать, что ни один американский оркестр не имеет отношения к государству, все делается на спонсорские деньги. И могу вам сказать, что в буклете каждого концерта прописаны фамилии тех, кто помогает. И не важно, сколько человек внес: 20 долларов или миллион. Я всегда говорил, что государство несет огромную ответственность за культуру и должно помогать. Нам необходим закон о меценатстве, и мы его ждем. Да, существует ряд налоговых послаблений для тех, кто жертвует деньги, но основной посыл должен быть от сердца. Ведь Россия это страна, которая всегда гордилась своими меценатами, но, к сожалению, в 90-е годы благотворительность приобрела оттенок жульничества. Хотя я знаю огромное количество людей, которые хотят помогать!
А можно пример такого спонсорства?

- У нас в Иркутске есть свои спонсоры, которые не являются крупными предпринимателями. Это либо малый, либо средний бизнес. Они сами приходят и помогают, и деньгами, и транспортом. Были и такие случаи, когда в день концерта, если человек опаздывает на него, то таксист бесплатно доставит зрителя до Филармонии. Таксист просто знает, куда едет человек. Город этим живет, любовь к культуре – естественна.

А какая страна на ваш взгляд является примером и эталоном концертной и театральной жизни?

- Я, вообще, человек не завистливый, но когда я приезжаю в Китай, меня распирает зависть. Там практически в каждом городе строятся концертные залы и театры. Там огромное количество музыкальных школ, сколько там закупается музыкальных инструментов. Конечно, нам тяжело с ними тягаться, но мы маленькими шажочками идем вперед. Я это вижу и чувствую. Хотя бы потому, что появляются новые пианино, и нашим детям больше не надо играть на этих допотопных советских инструментах, на которых просто невозможно подобрать ноты. Пример тому новый зал Зарядье в Москве, и Омск, и Белгород. Новый театр во Владивостоке и Астрахани, скоро будет новый зал в Сочи, в течение двух лет будет новый зал в Иркутске. Но, так или иначе, без поддержки ни культуре, ни талантам невозможно.

Сейчас на всю страну гремит конкурс талантов «Синяя птица». Она зажигает новые имена. Кто-то горит ослепительно ярко, как, например, Елисей Мысин, которого уже сравнивают с Моцартом. Кто горит поскромнее. И как сложится судьба этих ребят, как им не потеряться и не потерять себя? И что дает им «Синяя птица»?

- «Синяя птица» это телевизионный конкурс, даже фестиваль. Но только не шоу. Могу вам сказать, что те, кто попадает на «Синюю птицу» это уже победители. Это не шоу-бизнес, это не цирковой номер, не дрессировка. Мы понимаем, что происходит, когда маленькие дети выходят на эстраду и как под копирку поют песни исполнителей зарубежной или отечественной эстрады. На «Синей птице» этого не происходит. Это уникальный проект, это прорыв нашего телевидения. В кои-то веки у нас детская передача в прайм тайм самая смотрибельная с бешенными рейтингами. А ведь там звучит классическая музыка, джазовая музыка, и смотрят десятки миллионов человек.

В чем же секрет успеха конкурса?

- Честно скажу, такого внимания никто не ожидал. Но, во-первых, если не смотреть на экран, а просто слушать, то может сложиться впечатление, что играет глубокий, серьезный мастер. Во-вторых, публика понимает, что это «настоящее». Люди изголодались по искренности. У нас из года в год эти бесконечные шоу, которые невозможно смотреть, ведь все идет с привкусом скандальности. Сплошной негатив. А тут настоящее и чистое. Надо сказать спасибо Дарье Златопольской, она замечательная, именно она придумала эту историю.
Талантам Денис Мацуев всегда старается помогать, но всех честно предупреждает: придется работать и работать.
А как насчет звездной болезни детей? Или их родителей…

- Я всегда говорю детям, что даже попав сюда, вы не стали звездами. Это только самое начало. Завтра с утра забудьте, что было вчера и идите к своим инструментам заниматься. У меня так происходит каждый день. У меня каждый день концерты в разных континентах, я каждый день взлетаю, но это было вчера. Ведь те люди, которые меня видят сегодня, они не видели меня вчера. Они пришли на сегодняшний концерт, и я должен выдать им все, что у меня есть на 150 процентов. И дети это понимают. Другое дело это родители. С ними надо вести отдельные профилактические беседы. От родителей очень многое зависит, и звездная болезнь одолевает их гораздо раньше, чем их чад.

Они-то считают, что это уже триумф, их увидели десятки миллионов человек и все – победа! Но нет, это только самый первый шанс, самый первый шаг. Тут можно процитировать слова Людовика XIV: «Я для искусства сделал все, что мог – я ему не мешал». Так всегда говорил мой папа, он был пианистом. Но очень много детей из таких маленьких городков, просто из ниоткуда, и столько безотцовщины, и семьи эти не в самом лучшем финансовом состоянии. И мы это прекрасно понимаем. Но мы следим за всеми ребятами, нет такого, чтобы кто-то исчез. И все, что касается музыкальной части, я беру их под свое крыло. Привозим на фестиваль, потому что они безумно талантливы, и они должны выступать.
И это наверняка далеко не все, что кроется в кулуарах классической музыки. Но сейчас мы хотя бы знаем, что надежда есть. У талантливых и юных. Но опять же не у всех. И, вероятно, к материальному подкреплению нужно добавить удачу. Талант, деньги и удача – вот три составляющих успеха и прорыва гениального ребенка. Так пусть же везет поистине талантливым!

Рубрики: Интервью, Общество. Метки: , , , , , .


Рейтинг новости:

455
Просмотры:
5
Поделились:
3 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑